Чем талантливей художник , тем больше энергетики он может передать своему творению . Нет секрета в том , что многие творения известных художников содержат в себе магическую энергию, мистическую силу, их еще называют роковые картины. Впереди всех по влиянию на человека стоят, вне всякого сомнения , живописные полотна. В истории искусства множество мистических тайн, которые связанны с той или иной картиной .
За многими художниками шел шлейф весьма сомнительной славы, о том что натурщики, с которых они пишут своих картины, долго не живут . К примеру, вскоре после позирования Серову многие натурщицы умирали . Более загадочной стала смерть натурщицы , которая была изображена на известной картине «Девушка, освещенная солнцем» (более известная под названием «Девушка с персиками»).
Сгорела от неожиданно начавшейся чахотки , буквально за месяц , единственная любовь Константина Сомова, которая позировала ему для картины «Дама в голубом».
Одной из наиболее печально известных проклятых картин считается «Плачущий мальчик» испанского художника Джованни Браголина. А история создания ее такая: Джованни хотел написать портрет плачущего ребенка а на роль натурщика решил взять своего маленького сына. Но, потому как ребенок не мог на заказ плакать , то отец нарочно стал доводить его до слез, поджигая спички перед его лицом . Художнику было известно, что сын его до ужаса боится огня, но искусство как говорится , требует жертв, и он продолжал его мучить . Как то раз доведенный до истерики мальчик не выдержал и закричал, обливаясь слезами: «Гори ты сам!» Это проклятие не заставило себя ждать – отец его в скором времени заживо сгорел в своем доме. Правда, и сам ребенок спустя 2 недели после злополучной фразы буквально сгорел от острой пневмонии. Но это все только предыстория. Картина свою зловещую славу , а точнее – ее репродукция, получила в 1985 году, в Англии.
Случилось это благодаря серии странных совпадений – в Северной Англии одно за другим начали случаться пожары в жилых домах , с человеческими жертвами . Некоторые пострадавшие, при общении с корреспондентами, упоминали, что из всего имущества , каким то чудом , уцелела лишь дешевая репродукция с изображением плачущего мальчика. И подобных сообщений становилось все больше, пока, наконец, один из пожарных инспекторов во всеуслышание не заявил, что во всех без исключения сгоревших домах был найден нетронутым «Плачущий мальчик». Тут же газеты захлестнула волна писем, где сообщалось о различных несчастных случаях, смертях и пожарах, которые происходили после того, как хозяева покупали репродукцию этой картины. Разумеется, «Плачущий мальчик» тут же стал считаться проклятым, всплыла история его создания, обросла слухами и выдумками…
В итоге одна из газет опубликовала официальное заявление о том, что все, у кого есть эта репродукция, должны немедленно от нее избавиться, и властями впредь запрещено приобретать и держать ее дома. До сих пор «Плачущего мальчика» преследует дурная слава, особенно в Северной Англии. Кстати, оригинал до сих пор не найден.
Портрет своего маленького сына Саввы , написал Врубель , который родился с заячьей губой , изобразил живописец своего сына, даже не стараясь скрывать врожденное уродство. По окончании работы над портретом мальчик умер . В скором времени, не сумев пережить трагедии, умирает и сам художник . На психическое состояние художника, кроме смерти сына, оказала пагубное влияние его картина «Демон поверженный». Врубель никак не мог оторваться от картины, все продолжая дописывать лицо поверженного Духа, а также менять колорит. Картина «Демон поверженный» уже висела на выставке, а художник все приходил в зал и, не обращая внимания на посетителей, садился перед картиной и продолжал работу, словно одержимый. Близкие были обеспокоенны его состоянием и его осмотрел известный русский психиатр Бехтерев. Диагноз был ужасен – сухотка спинного мозга, близкое сумасшествие и смерть. Врубеля положили в больницу, но лечение не принесло облегчения, и вскоре он умер.
Со школы сем известна картина Перова «Тройка». На этой трогательной и грустной картине изображены три крестьянских ребенка из бедных семей, которые тянут тяжелую бочку с водой, впрягшись в нее на манер упряжных коней. В центре идет светловолосый маленький мальчик. Перов искал ребенка для картины, пока не повстречал женщину, с сыном Васей двенадцати лет, которые шли через Москву на богомолье. Вася оставался единственным утешением матери, которая похоронила мужа и других детей. Вначале она была категорически против, чтобы ее сын позировал живописцу, но после дала согласие. Но вскоре после завершения картины мальчик умер… Как известно, после смерти сына бедная женщина приходила к Перову, умоляла продать ей портрет ее любимого ребенка, но картина уже была выставлена в Третьяковской галерее. Правда, Перов откликнулся на горе матери и специально для нее написал портрет Васи отдельно.
Гениальный художник Илья Репин , на протяжении долгих месяцев мучился над своей картиной «Иван Грозный убивает своего сына Ивана…» . На ранних стадиях написания полотна художник признавался, что убирал холст с глаз долой. В разное время Репину позировали несколько натурщиков. До нас дошли этюды головы царевича, в которых узнаются художник В.К.Менк и знаменитый прозаик Всеволод Гаршин, который вскоре после позирования бросился в пролет лестницы и разбился насмерть. Правда, Гаршин был душевнобольным человеком, недуг которого время от времени обострялся. И все же…
В начале картина Репина, которую он закончил в 1885 году, была показана в мастерской друзьям художника: Шишкину, Крамскому, Брюллову. Полотно произвело на них ошеломляющее и гнетущее впечатление. Затем «Иван Грозный» был представлен на официальной выставке в Петербурге, и реакция широкой публики мало отличалась от реакции друзей художника. Натурализм, граничащий с реализмом , испугал многих зрителей. Президент Академии художеств, Великий князь Владимир Александрович, сказал жене перед посещением выставки: «Не пугайтесь, подготовьтесь, сейчас вы увидите эту страшную картину». В Москве демонстрация полотна поначалу была запрещена императором Александром III. И лишь через некоторое время запрет был снят с оговорками о нежелательности показа картины женщинам и детям.
К слову, в 1913 году старообрядец и живописец А.Балашов исполосовал роковую картину ножом. А через несколько дней, не пережив страшного потрясения от этого акта вандализма, покончил с собой главный хранитель музея.
Кстати, портреты хирурга Пирогова и композитора Мусоргского Репин закончил буквально за день до их кончины. Столыпина застрелили на следующий день после окончания работы над его портретом. Скоропостижно скончался и Тютчев – как только дал согласие работать с «черным провидцем», как называли Репина. Преждевременная смерть постигла еще минимум восемь моделей художника.
Спустя 3 года после окончания работы над портретом умерла модель Владимира Боровиковского Варвара Лопухина. Ходили слухи, что ее отец Иван Лопухин, известный мистик и магистр масонской ложи, заманил дух умершей дочери в этот портрет, который в отместку погубил не меньше десяти юных дворянок на выданье. Ходили слухи, что, если молодая девушка взглянет на картину, то вскоре умрет. В 1880 году полотно приобрел известный меценат Третьяков. После того как оно было выставлено в галерее на всеобщее обозрение, разговоры о проклятии несколько поутихли. Видимо, из-за большого количества зрителей полотно растеряло свою зловещую силу.
Ничуть не лучше было в Европе . За свои шедевры жизнью близких «заплатил» великий Рембрандт. Его любимая жена Саския знакома всем по «Данае», «Флоре» и другим бессмертным картинам умерла спустя 8 лет после свадьбы. Рембрандт много рисовал и детей. В младенчестве умерли трое , четвертый – Титус – дожил лишь до 27 лет. Хендрике Стоффельдс — вторая жена , излюбленная модель, запечатленная на многих картинах Рембрандта, тоже быстро умерла. Одна за другой умирали, кончали жизнь самоубийством или сходили с ума жены-музы Пикассо, чьи портреты также известны всему миру. Любовница Огюста Родена, позировавшая для знаменитых скульптур «Поцелуй» и «Вечная весна», последние двадцать лет жизни провела в сумасшедшем доме. Умерла через три года после первого портрета и натурщица Гойи герцогиня Альба, позировавшая для серии картин «Маха».
На самые громкие полотна Модильяни вдохновила его студентка Жанна Эбютьен. Спустя 3 года выбросилась из окна, разбившись насмерть. Примерно та же история произошла с великим фламандским живописцем Рубенсом. Его постоянной моделью была первая жена – красавица Изабелла. Часто писал он и свою дочь. Изабелла умерла, не дожив до тридцати пяти лет, дочь скончалась в двенадцатилетнем возрасте. Рубенс долго оплакивал своих близких и лишь многие годы спустя, когда ему уже перевалило за пятьдесят, женился на шестнадцатилетней красавице Елене Фоурменс, тоже ставшей его натурщицей. Вскоре Елена… похоронила своего супруга. Современные специалисты утверждают, что она обладала очень сильным биополем, способным защитить ее от «вытягивания» жизненной энергии за полотно. Первая жена этого качества была лишена и поплатилась жизнью.
Модели современного художника Марка Квина также прощались с жизнью раньше времени. Альфреду Хиггинсу было сорок семь, когда он заказал известному художнику картину: он и супруга стоят на палубе их любимой яхты. Картина получилась колоритная, но вскоре после окончания работы над ней Хиггинс умер: у него произошло кровоизлияние в мозг. Через неделю после этого его жену госпитализировали с приступом острого психоза, и вскоре она также скончалась. Как заявляли после этой трагедии специалисты, супруги Хиггинс умерли оттого, что Марк Квин, изобразивший их на полотне, продал душу дьяволу – все изображенные на его картинах люди умирали вскоре после позирования. Сегодня Квин не дает интервью, не комментирует трагические судьбы своих моделей. Но регулярно звонит состоятельным людям, чьи лица часто мелькают в светской хронике и на телеэкранах, и предлагает сделать их портрет. Смертельно напуганные миллионеры, по слухам, тут же выплачивают художнику кругленькую сумму только за то, чтобы он не брался за кисть…
И хотя большинство художников склонно видеть в этих примерах лишь череду роковых совпадений, многие не рискуют звать в натурщики близких людей. Так, всего лишь у одной скульптуры известного белорусского мастера Владимира Жбанова оказался реальный прообраз – кинопродюсер Владимир Голынский. Стремясь как можно точнее передать портретное сходство, скульптор снял с лица Голынского гипсовую маску. А когда фигура знаменитого «Прикуривающего» была готова, ее прототипа уже не было в живых…Этим мистическим случаям можно попытаться дать объяснение. Считается, что чем одаренней художник, тем больше своей энергии он передает холсту. А энергия эта может быть как созидательной, так и разрушительной. Когда художник находится в сильном возбуждении, а именно в таком состоянии, как правило, пишутся портреты, то и мазки он кладет неровно. Если приглядеться, они будто «пляшут». Безусловно, человеческий глаз не способен уловить все эти отклонения от нормы, но мозг натурщика воспринимает подобные колебания и сдвиги вполне отчетливо – на уровне подсознания, которое почти как гипноз запускает программу на самоуничтожение.
Феномен «роковых портретов» пытаются объяснить ученые разных стран. Например, с помощью термографии было зафиксировано, что в состоянии творческого экстаза в мозг художника поступает огромное количество энергии, при этом у натурщика биопотенциалы мозга резко снижаются. Художник будто бы «питается» своей моделью, заметим, вовсе не желая ей зла. Свою толику негатива вкладывают и те, кто позже смотрит на картину с добрым или не очень чувством.
Игорь Вагин, ведущий специалист России по танатологии (наука о смерти), считает, что портрет – это биоэнергоинформационный фантом человека. Почему при разводах люди рвут фото партнеров? Потому что хотят принести им несчастье. А портрет – более мощная структура. Механизм воздействия, как утверждает Вагин, прост. На выставки знаменитых художников ходят массы людей. Вместе с тем у талантливых мастеров много коллег-недоброжелателей. На кого переносится вся зависть, ненависть, черная энергия? Конечно же, на портреты близких, в которые мастера вкладывают свою любовь. И чем талантливей сделан портрет, тем ранимей оригинал. Кто-то из зрителей просто завидует красоте этих женщин.
Интересно, что наши предки издревле относились к изображению реальных людей с большим предубеждением – о мистической связи человека и его портрета знали с древних времен. Одна из первых заповедей Бога иудеям, переданная через Моисея, гласит: «Не делай… никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». Этот запрет иудеи соблюдали столетиями, делая исключение лишь для животных. Ислам также запрещает рисовать портреты и не делает исключений даже для изображения животных.
Между тем, не только портретные изображения могут нести отрицательный заряд. К примеру, ростовский оператор биолокации Анатолий Бабанов уже долгое время занимается изучением влияния произведений искусства на настроение и психику. Он уверен, что некоторые картины могут спровоцировать заболевание и даже смерть хозяина комнаты, в которой они висят. Бабанов часто приходит в музей изобразительных искусств. С собой он приносит специальные Г-образные биолокационные рамки. «Держа их направленными к картине, я получаю информацию о ней на подсознательном уровне, а потом импульс передается рукам, и рамки вращаются по часовой стрелке или против нее. Когда две рамки скрещиваются, это значит, что энергетический заряд отрицательный. А когда расходятся в разные стороны – положительный», – объясняет специалист по биолокации. По мнению Бабанова, не все картины стоит держать дома. Лучше всего вешать в комнате легкие зарисовки, дружеские шаржи, светлые натюрморты. Хотя иногда даже невинные пейзажи могут нарушить сон и повлиять на здоровье.
«Один мой друг, – рассказывает Бабанов, – повесил у себя в изголовье пейзаж с церквушкой на берегу пруда. После этого каждое утро он стал просыпаться в пять часов. Я посоветовал ему перевесить картину в другой конец комнаты, и ранние пробуждения прекратились. Изучив эту историю, я пришел к единственно верному выводу: владельца картины могла будить служба, начинавшаяся в нарисованной церкви рано утром!»
Известный психиатр профессор А.Бухановский уверен, что картины сами по себе не вызывают психическое расстройство. Но могут смоделировать или усилить психологическое состояние, в котором находится человек. Например, если он в депрессии, то картина может ее усилить. Особенно это касается произведений символизма или кубизма. По мнению Бухановского, если картина вызывает странные ощущения, портит настроение, пугает или даже генерирует призраки, надо немедленно избавиться от нее. «Я не могу дать конкретных советов по поводу того, какие картины можно держать дома, – говорит профессор. – Но знаю точно, что реалистические произведения вроде портретов или ландшафтов не способны вызвать депрессию. Хотя некоторые больные могут себя ассоциировать с тем, что изображено на картине, – человеком или неодушевленном предметом».
Самым, пожалуй, знаменитым из «несчастливых пейзажей» считается полотно импрессиониста Клода Моне «Водяные лилии». Легенда гласит, что когда художник с друзьями отмечал окончание работы над этой картиной, в мастерской случился небольшой пожар. Пламя быстро залили вином и не придали этому значения. А всего через месяц дотла выгорело кабаре на Момартре, где было выставлено полотно. Чудом спасенный шедевр вскорости купил парижский меценат Оскар Шмитц. Через год его дом тоже превратился в груду головешек, причем пожар начался с кабинета, где как раз и висело злополучное полотно. В 1958 году картина едва уцелела при возгорании в Нью- йоркском музее современных искусств.
Другая, менее известная и внешне ничем не примечательная картина- «поджигатель» висит в Королевском музее Эдинбурга. Это старинный, написанный на дереве портрет пожилого мужчины с вытянутой рукой. Иногда некоторым посетителям музея кажется, что старик едва заметно шевелит пальцами. Можно принять это за обман зрения или игру солнечных лучей на портрете. Однако служители музея утверждают, что солнечные зайчики здесь ни при чем, и пальцы на портрете действительно время от времени шевелятся. Более того, этот жест предвещает увидевшему его неминуемую… смерть от пожара!
Жуткая легенда, придуманная для того, чтобы привлечь в музейные залы больше посетителей? Отнюдь нет. Как-то лорд Сеймур во время осмотра экспозиции Эдинбургского музея заметил, что старик на портрете пошевелил пальцами. Лорд сказал об этом директору музея, а тот передал ему все, что знал об атом явлении. Лорд усмехнулся и, естественно, не поверил ни единому слову. Однако прошло несколько месяцев, и лорд Сеймур трагически погиб во время пожара в своем замке Ситингем. Другой подобный случай произошел в 1908 году. Капитан океанского лайнера «Скотт» Р. Бэлфаст гостил у своих родителей в Эдинбурге. Перед дальним плаванием он решил посетить музей и, остановившись перед мистической картиной, вдруг увидел, что пальцы у загадочного старика пошевелились. Зная о музейном предании, капитан стал остерегаться огня. Однако от судьбы не уйдешь. Бэлфаст понял это спустя полгода, когда лайнер «Скотт», находившийся в Индийском океане в 120 милях от Коломбо, охватил пожар. Капитан боролся с огнем наравне с матросами. В результате корабль был спасен, но Бэлфаст погиб…
Зловещей славой покрыло себя и полотно норвежского художника Эдварда Мунка «Крик». Поговаривают, что картина будто мстит всем своим обидчикам. К примеру, сотрудник музея, случайно уронивший холст, затем долго страдал от невыносимых головных болей, которые в итоге привели его к самоубийству. Другой сотрудник музея, также уронивший картину, спустя несколько дней попал в реанимацию после страшной автомобильной аварии: сломано у него было практически все – руки, ноги, ребра, тазовые кости… Один из посетителей музея, трогавший картину, в скором времени заживо сгорел дома во время пожара. Возможно, многое из того, что рассказывают про эту картину, – вымысел, но существуют десятки историй о том, что люди, каким-либо образом входившие в контакт с картиной, затем сильно болели, впадали в тяжелую депрессию и даже умирали. Многие связывают такое воздействие полотна с жизнью самого художника. Мунк пережил смерть почти всех близких: мать умерла от туберкулеза – Мунку было пять лет; любимая сестра внезапно умерла, когда ему было четырнадцать; вскоре умер брат, а еще одна сестра заболела шизофренией. Сам художник переживал и депрессии, и сильнейшие нервные срывы.
Российские ученые, исследуя «фантомные» образы картин, пришли к выводу, что мощной отрицательной аурой обладает также «Девятый вал» Айвазовского. А при изучении энергетики «Черного квадрата» Казимира Малевича один из ученых… потерял сознание. «Это один большой сгусток темной силы и энергии. Будто картину рисовали в преисподней», – признался ученый, когда его с трудом привели в чувство.
Кандинский, Климт, Босх, Мунк, Гойя, Бердслей, Рерих, Дюрер, Дали… Список «неблагонадежных» художников можно продолжать до бесконечности, тем более что с каждым годом их становится все больше. Впрочем, каждый относится к «роковым» шедеврам по-своему. Например, жена Сальвадора Дали Елена Дьяконова, или «великолепная Гала», выжила как раз благодаря живописи! Когда юная Елена приехала на лечение в одну из туберкулезных клиник Швейцарии, ее красотой был сражен тогда еще начинающий поэт Поль Элюар. Он постоянно рисовал чахоточную девушку, и ее болезнь начала понемногу затихать. Следующим «целителем» Дьяконовой стал сюрреалист Макс Эрнст. Врачи были поражены: женщина, которая должна была умереть, чувствовала себя все лучше и лучше. В сорок лет Елена Дьяконова вышла замуж за знаменитого Сальвадора Дали, который тоже рисовал свою музу чуть ли не каждый день – правда, молодой, без морщин и седины. Гала умерла в возрасте восьмидесяти восьми лет, и на память о ней осталось множество портретов, продливших ее жизнь в веках.
Что любопытно, не только картины – способны нести негативную энергетику и оказывать мистическое влияние на людей . Способны это делать даже … иконы ! В Эрмитаже хранится одна из таких древних икон . На иконе изображен Христос. Ранее ее выставляли на всеобщее обозрение, но после она была изъята из экспозиции, так как музейные работники были убеждены : цепочка трагических смертей сотрудников, которые работали в зале, где находилась икона, связана именно с ней. Что характерно, как только их кресла бывали перемещены в другие места, все неприятности прекращались.
Уже в наши времена приглашенный для исследования воздействия иконы на людей специалист провел экспертизу и установил, что хотя, вероятнее всего, икона и не несет прямой ответственности за плохое самочувствие сотрудников, но тем не менее распространяет вокруг себя энергию, заставляющую человеческий мозг вибрировать на большой частоте, что, по словам эксперта, не каждый человек может вынести. И поэтому было высказано предположение, что икона писалась мощным экстрасенсом и изначально была предназначена для избранных, обладающих высоким экстрасенсорным восприятием. И поэтому, простым смертным , постоянно лицезреть ее очень опасно. Руководством музея , было принято во внимание выводы специалиста, и было решено не выставлять в экспозиции икону а убрать в запасники .
O.Буланова