Если с рождения ребенок много плачет, беспокойно спит, обладает сильной возбудимостью, то обычно специалисты ставят диагноз гиперактивности. По мере взросления малыша, проблем становится больше: он не может сосредоточиться долго на одном занятии, ему не хватает терпения на самые простые задания. Даже просто сидеть спокойно на одном месте очень активный ребенок не в состоянии.
Также стоит отметить, что довольно часто гиперактивность сопровождается частыми приступами раздражительности, вспыльчивости у ребенка, агрессивного поведения. Особенно ситуация усугубляется при поступлении малыша в детский сад или школу, где на занятиях необходима усидчивость и внимание. Какие симптомы являются основными, при гиперактивности у ребенка:
• Беспокойство;
• Неусидчивость;
• Суетливость;
• Эмоциональная неустойчивость;
• Импульсивность;
• Раздражительность;
• Несоблюдение правил поведения;
• Задержка речевого развития;
• Нарушения сна.
Обычно данные признаки проявляются уже в раннем возрасте, однако чаще всего родители начинают проявлять беспокойство и обращаются к специалистам только в школьном возрасте, когда начинают наблюдаться проблемы при обучении. Между тем, как утверждает доктор Комаровский, если выявить синдром двигательной гиперактивности у ребенка или СДВГ в 2-3 года, то родители имеют все шансы скорректировать поведение и состояние малыша до того, как ему предстоит отправиться в школу.
Причинами появления на свет гиперактивного ребенка могут являться угроза выкидыша, внутриутробная гипоксия, стремительные роды, курение во время беременности, асфиксия малыша. Также иногда инфекционные заболевания или интоксикация способны вызвать в дальнейшем появление СДВГ у ребенка. То есть в основе патологии лежит мозговая дисфункция, незрелость лобной доли мозга, низкий психический тонус. Именно поэтому дети с гиперактивностью обычно импульсивны и невнимательны.
Многие родители по мере взросления гиперактивного ребенка испытывают трудности общения с ним. Большинство пытаются с помощью строгой дисциплины и запретов добиться послушания, есть и такие кто, наоборот, практикуют вседозволенность и свободу. Однако прежде, чем определиться с линией поведения, в первую очередь взрослые должны понять, что их чадо не специально поступает в том или ином случае. Просто в том момент им двигает его эмоциональность. Наказывая или ругая очень активного ребенка, тем самым можно только ухудшить и без того непростую ситуацию.
Как следует родителям поступать при общении с гиперактивным ребенком:
• Если малыш перевозбужден, то нужно сменить обстановку на более спокойную, напоить его водой;
• Для гиперактивных детей очень важен физический контакт, поэтому если ребенок расстроен, его необходимо обнять, погладить по голове;
• Так как невнимательность является одним из симптомов гиперактивности, то перед такими детьми необходимо ставить четкие задачи;
• Так как гиперактивный ребенок очень быстро возбуждается, то общаясь с ним нужно разговаривать мягко, без лишних эмоций;
• Также важно чаще хвалить малыша с СДВГ, тогда он будет чаще стараться довести начатое дело до конца;
• Очень важно для коррекции синдрома гиперактивности у ребенка придерживаться строгого режима дня. Это облегчит его засыпание, выполнение школьных заданий.
Также, если врач рекомендует ребенку курс успокоительных препаратов, то не стоит родителям сразу отказываться от них. Специальные препараты снизят раздражительность, нормализуют сон, уменьшат тревожность.